Желябужский Юр. Анд

Желябужский Юр. Анд

ЖЕЛЯБУ́ЖСКИЙ Юр. Анд. (1888—1955) — кинорежиссер и оператор. Сын актрисы М. Ф. Андреевой. Учился в Петерб. технол. ин-те. В кино с 1915 (ассистент оператора в частных фирмах); оператор и сорежиссер А. Санина в ф. "Девы горы" (1918—19), оператор лучшего фильма А. Санина "Поликушка" (1919, вып. 1922). К тому же периоду относятся первые авторские работы Ж.: сценарист, реж. и оператор ф. "Царевич Алексей" (по ром. Д. Мережковского, 1918), "Новое платье короля" и "Девочка со спичками" (по Х. К. Андерсену, 1919). Как оператор работал в чрезвычайно широком диапазоне: первые опыты "субъективной камеры" в "Поликушке" и хроник. съемка политич. событий, культпросветкино (знаменитый "Гидроторф" и др.) и игровое агиткино. В 1919—21 Ж. поставил и снял сер. агитфильмов, частью по своим сценариям, имевшим разную жанровую окраску: кроме чистых агиток ("Чем ты был?", "Народ — сам кузнец своего счастья", "Паны-налетчики", "Помогите!") тут были комич. ("Сон Тараса", "Домовой-агитатор") и мелодраматич. сюжеты ("Дети — цветы жизни"), фрагменты хроники ("Война войне"). В игровых фильмах, сделанных в 20 — нач. 30-х гг., Ж. стремился совмещать обе кинопрофессии. Кинематографист старой школы, в своих фильмах он неизменно ориентировался на нового зрителя. Охотно ставил экранизации лит. произв. ("Морозко", 1924; "Коллежский регистратор", совм. с И. Москвиным, 1925; "Кто ты такой?" по мотивам ром. Дж. Лондона, 1927; "Победа женщины" по пов. Н. Лескова, 1927), не пренебрегал актуальным драматич. мат-лом ("Человек родился", 1928), а также чисто развлекат. жанром ("Папиросница от Моссельпрома", 1924, "Дина Дза-Дзу", 1926, "В город входить нельзя", 1928, "Лавры мисс Элен Грей", 1935). Предпочитал работать с проф. сценаристами (Ф. Оцепом, О. Леонидовым, А. Ржешевским, В. Добровольским, В. Шершеневичем), однако при этом ориентировался на именитых театр. актеров-мхатовцев (И. Москвина, Л. Леонидова, К. Еланскую, В. Массалитинову, Б. Ливанова).

Уже в 20-х гг. одновременно с игровыми Ж. снимал видовые фильмы, принимал деятельное участие в первых сов. мультфильмах, как объемных ("Приключения Болвашки", 1927), так и рисованных ("Кток", 1927). Со 2-й пол. 30-х гг. перешел в науч.-популярное кино; с сер. 40-х гг. сосредоточился на искусствоведч. фильмах о рус. художниках, экспериментируя с техникой цвета (последний фильм о В. Серове снял в 1953). Проф. кафедры операторского мастерства во ВГИКе. Среди ф.: "Метель" (1919, оператор), "Аэлита" (1924, оператор), "Просперити" (1932, реж. и оператор).

Соч.: Иск-во оператора. М.; Л., 1932; Изобразит. композиция фильма. М., 1960.

Лит.: Соболев Р. П. Юрий Желябужский. М., 1963.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»